Психолого-педагогическое сопровождение в рамках социального проекта передвижного центра психодиагностики и коррекции «Вектор»
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества.
От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, - зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В. Сухомлинский
Ситуация современного коррекционного образования такова, что дети с задержкой интеллектуального развития часто оказываются без своевременной коррекционно-развивающей помощи. Причины этого явления разные: нехватка мест в детских садах, позднее выявление недостатков интеллектуального развития, недостаток педагогической грамотности родителей. В группу риска чаще всего попадают неорганизованные дети или дети из социально-неблагополучных семей.
Своевременная диагностика позволит как можно раньше выявить нарушение, установить его степень и разработать комплекс коррекционных мероприятий, направленных на сопровождение ребенка до момента поступления на ПМПК, минимизирует ошибочную постановку диагноза и создаст условия для более четкого определения образовательного маршрута.
С этой целью коллектив КГБОУ ШИ 12 реализует социальный проект «Вектор».
Цель проекта: Раннее выявление детей с отклонениями в развитии и разработка индивидуального коррекционно-образовательного маршрута.
Задачи:
1. Оказывать квалифицированную психолого-логопедическую помощь;
2. Осуществлять мероприятия по подготовке к школьному обучению;
3. Осуществлять консультативную и просветительскую работу с родителями.
4. Выявить детей с ОВЗ в сельских поселениях района;
5. Создать банк данных, позволяющий осуществлять мониторинг и сопровождение детей с ОВЗ;
6. Сопровождать детей с ОВЗ до ПМПК;
Целевая аудитория, на которую рассчитан проект:
- Дети от 0 до 6 лет, проживающие в сельских поселениях района, не посещающие детские дошкольные учреждения, не имеющие возможность получить квалифицированную психолого-логопедическую помощь;
- Родители, нуждающиеся в консультативной помощи.
Условия социально-педагогической деятельности
- Наличие квалифицированных кадров (педагоги-психологи, логопеды), способных осуществлять диагностику развития детей, интерпретировать полученные данные, обеспечивать квалифицированные психолого-педагогические услуги детям дошкольного возраста
- Консолидация усилий педагогов и специалистов КГБОУ ШИ 12, родителей, специалистов социокультурных объектов села в целях своевременного развития детей и коррекции имеющихся у них недостатков развития.
Механизм реализации проекта
В рамках данной модели сопровождения усилия направляются на выявление уровня развития детей и оказания им необходимых услуг в области психолого-педагогической коррекции.
Процесс реализации проекта включает 3 этапа:
Первый этап - Организационный
На начальном этапе решаются следующие задачи:
1. Разработка, тиражирование анкет и проведение анкетирования в сельских поселениях района на выявление целевой группы (позволит знать точное количество детей на местах, а также выявить уровень образованности родителей, а также отношение людей к проекту такой направленности). Анкеты разрабатываются сотрудниками проекта, тиражируются на местах главами администраций и проводятся под их руководством.
2. Создание страницы поддержки проекта на сайте КГБОУ ШИ 12. Размещение информации о проекте.
3. Проведение организационного семинара-презентации проекта для глав поселений, директоров ДОУ и школ, находящихся в зоне покрытия проекта.
4. Разработка методических материалов для реализации проекта (специальные коррекционно-развивающие тетради для детей и сборник рекомендаций для родителей).
Второй этап - Основной
1. Непосредственная работа на территории реализации проекта: выезды согласно разработанному графику посещений сельских поселений, проведение диагностической работы с детьми, выявление детей группы риска.
2. Создание банка данных детей с отклонениями в развитии.
3. Разработка графика коррекционных занятий с детьми.
4. Разработка графика выездных семинаров и тренингов для родителей.
5. Сотрудничество с районной ПМПК.
Третий этап - Заключительный
1. Расширение штата сотрудников (если на начальных этапах реализация проекта осуществляется силами специалистов коррекционного учреждения, то в дальнейшем планируется набор отдельных специалистов и приобретение отдельного транспорта).
2. Мониторинг группы детей, получавших коррекционную помощь, выявление положительной динамики.
{slider Сопровождение социального проекта «Вектор»|closed|green}
Сопровождение социального проекта «Вектор» осуществляет педагог-психолог Шмат Кира Сергеевна. По всем интересующим Вас вопросам можно обратиться по тел. 8(42153) 3-19-90, либо отправить сообщение на электронный адрес djgmat85@mail.ru |
{slider Реализация проекта 2015-2016 гг.}
С начала реализации данного проекта (2015 г.), были собраны заявки на проведение диагностической работы от 11 сел района и обследовано специалистами проекта 133 ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. На каждого обследованного ребенка составлялась подробная карта развития, отображающая уровень его развития на момент обследования.
Более 80% обследованных детей нуждались в специализированной помощи логопеда, так как имели широкий спектр речевых нарушений: ОНР 2-го, 3-го уровней, ФНР, ФФНР, ЗРР, логоневроз. Также было выявлено 34 ребенка, нуждающихся в комплексном психолого-педагогическом сопровождении из-за низкого уровня психического развития в сумме с речевыми нарушениями. Один раз в неделю, по установленному графику специалисты проекта выезжали в села для работы с детьми, для которых были составлены индивидуальные коррекционные программы.
Коррекционная работа велась в двух направлениях – индивидуальная работа и работа в группах. Групповые занятия проводились специалистами в присутствии родителей, чтобы в дальнейшем они смогли применить полученные знания и самостоятельно заниматься со своими детьми, во время отсутствия специалистов.
Систематическая работа специалистов проекта показала наличие положительной динамики в речевом и психическом развитие детей. 12 человек были сняты с комплексного сопровождения через три месяца работы проекта. Остальные дети были взяты на контроль и попали в банк данных детей, которые могли стать потенциальными учениками школы-интерната., в силу выявленных особенностей.
{slider Реализация проекта 2017-2018 гг.}
С 2017 года целевая аудитория проекта расширилась, включив категорию детей от 0 до 3лет.
Специалистами было обследовано 33 ребенка (40% обследуемых составили возрастную группу от 0 до 3). В трех отдаленных селах Вяземского района выявлены дети, нуждающиеся в психолого-педагогическом сопровождении в количестве 10 человек, среди детей, не посещающих дошкольные учреждения.
На сегодняшний день с данной группой детей организована индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа.
{slider Образцы документов}
Заявка на обследование и сопровождение детей (Образец) |
скачать |
Согласие родителей(законных представителей) |
скачать |
Список детей для организации обследования и сопровождения ребенка (ОБРАЗЕЦ) |
скачать |
{/sliders}